САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ


Сообщение Карпенко и Нечаевой-Зубец 29 сентября 2015 г. на XI Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». Санкт-Петербург, сентябрь 2015

Фольклор сохранил для потомков мировоззрение предков, согласно которому вселенная проходит путь от возникновения идеи о ней до представления её образа и воспроизведения её в форме. В пословицах молвится: "Есть – словцо, как мёд, сладко; нет – словцо, как полынь, горько. По естю старец и келью строит. По естю и неть живёт" [6]. Слова, отмеченные курсивом, являются фрагментами текстов фольклора.

Старец – Творец вселенной. Естю – царство вечности вселенной, духовный или верхний мир, традиция предков Руси его называет Правь; в нём царствует идея жизни. Нет или неть – царство ночи вселенной, царство смерти, невещественный, потусторонний мир, традиция его называет Навь; в нём идея жизни передана в образах. По навьим образам старец строит келью – царство дня вселенной или существенный мир, традиция его называет Явь; в нём идея жизни воплощена в форме.

Искра божья присутствует в любом жителе вселенной: в планете, человеке, камне, растении, планете, животном и каждой птахе. "Всякая быть создана богом. В малом бог, и в великом бог. У бога-света с начала света всё доспето. А как бог напитал, никто не видал" [6]. Бог-свет в традиции предков Руси – это Сварог, Творец вселенной и её жителей. Сварогом на сакральном центре вселенной – камне Алатыре начертан Закон коловращения Жизни (Закон Жизни): "Прямо пойдёшь – женату быть. Налево пойдёшь – мёртвым быть. Направо пойдёшь – богату быть". «Песня о побиении иудейской Хазарии Святославом Хоробре» поведала: "Сварожии скрижали Закон Жизни провещали".

Русские Веды рассказали, как поезживал Семаргл по белу свету и доехал до камня Алатыря – до перекрёстка трёх дорог в царства Яви, Нави и Прави. Испытал судьбу Сварожич на прямой (в Яви) и левой (в Нави) дорогах вселенной. Да отправился направо – в Правь. "И наехал он на пречудный крест. Словно Солнце крест тот сияет, и объят он весь ясным пламенем... То не просто крест на земле стоит – он стоит над кладом великим, где лежат богатства несметные – там лежит сама книга Вед. И сходил Семаргл со добра коня, брал он крест во рученьки белые, брал из погреба книгу Вед и повёз её в Сваргу синюю да ко тем горам Алатырским" [2] .

Бог-свет Сварог и великая Лада – богоматерь Руси в начале эволюции вселенной сотворили человечество во плоти.

Бросал Сварог через правое плечо камешек Алатырь и приговаривал [2]:

– "Там, где был бел горючий камешек, стань на месте том добрый молодец.

Бросала Лада через левое плечо камешек Алатырь, приговаривала:

– "Там, где был бел горючий камешек, стань на месте том красна девица".

Аналогичный сюжет создания человека из заветного горюч камешка поведан в фольклоре многих народов. Например, в ингушской сказке «Как родился Соска Солса».

Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на неё, пришёл в возбуждение, от чего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Соска Солса. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Соска Солсу [1].

Девушка – это великая Богоматерь Села Сата или святая женщина ингушской традиции. Когда же пришли в возбуждение ветра из божьих уст молодого человека (здесь он в роли Всевышнего, в ингушской традиции его имя Дяла), тогда и лопнула яйцеклетка жизни. И начался процесс создания мира и образы его жителей. Села Сата сдоила коровье молоко. Корова – символ Млечного пути, а её Молоко в море и есть наша вселенная. Богоматерь Села Сата и молодой человек сотворили из синего камня богатыря нарта Соска Солсу. Затем божественная родительская семеюшка украсила небеса звёздами, населила Землю зверями, птицами и другими жителями.

Синь горюч камешек упоминаемый в текстах фольклора – это цвет одной из семи сторон камня Алатыря. Например, повествование былины о Садко начинается с раздумий гусельщика на берегу Ильмень-озера, он три раза приходил к его водам и садился на синь горюч камешек. Синий камень подарил Великому волхву – Сварожичу Велесу знание чудес Нави и Прави, которое он и передал людям. Волхвы, гусляры, скоморохи, калики перехожие, шаманы и другие жрецы народной традиции – хранители учения прародителей. Они умеют перехаживать через огненную речку Смородину, которая разделяет царства вселенной, оттого они беспрепятственно и странствуют по синему морю – вселенским просторам. События, которые происходят в Прави и Нави, предшествуют событиям Яви, поэтому калики перехожие знают прошлое и ведают грядущее.

Алатырь – сакральный центр вселенной, его имя звучит в алтаре – в центре православного храма, он слышен в Псалтыре – писаных на Алатыре наказах Сварога. Память об Алатыре запечатлена в географических названиях: море Алатырское (ныне Балтийское), гора Алатырь (Рипейская, Березань, Азов, Сорочинская, Белая и др.), Алатырский ковш (Серебряный, ковш Большой Медведицы), река Алатырь (приток реки Суры), город Алатырь, деревня Алатырь и др.

Человек, как и лучезарный камешек Алатырь, является светящейся сущностью и представляет собой все три царства вселенной (Правь, Навь и Явь). Человек должен понимать ответственность, которую возложила на него божественная родительская семеюшка. А чтобы он не забыл это, Сварог на Алатыре начертал Закон коловращения Жизни. Первая запись передаёт наказ – пройти прямоезжими дорогами вселенной из Прави через Навь в Явь и приобрести опыт воплощения. Вторая и третья записи говорят о неотвратимости возвращения души человека на широкий родительский двор Прави. В пути налево душа освобождается от плотской одёжки, очищается в ночи вселенной от земных страстей, и только потом она перелётывает направо – в вечную обитель, где и обретает бесценное богатство – бессмертие. Наказы на бел горюч камешке писаны в судьбе каждого. С женату быть – с единения души и плоти начинается путь человека в Яви. Именно это событие и отмечается свадебным пиром. Свадебный пир – венец творения родительской семеюшки и означает переновление самого батюшки Сварога в сынах на сырой земле.

Проповедники разных конфессий пытались проникнуть в тайну свадебного обряда ведической Руси. Но для этого им надо было прежде освоить не только русскую лексику, но и метафизический язык [7]. Действие свадебного обряда начинается ещё в Прави с первой встречи души и удальца, а заканчивается с рождением младенца в Яви свадебным пиром, на котором гуляет вся родительская семеюшка. В сказке «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» поведано, и "я там обедал, мед пил, а уж какая у них капуста – ино теперь в роте пусто". Я – это нетленная душа. Пьёт Я медовую Сурью и рассказывает в лицах историю странствий удальца-молодца по домам вселенной (Прави, Нави и Яви). Удалец – это отеческое семя, идущее из Прави в Явь, а молодец – это воплощённый удалец.

С зачатия и до своего рождения удалец проходит через ряд форм минерального, растительного и животного царств. Сначала он был камешком, как Сеска Солса, к концу 3–4 недель он принимает образ растения (наподобие морковки), затем, развивая свои черты, обретает форму головастика с жабрами, потом млекопитающего с хвостом. Итог девятимесячной эволюции отеческого семени заканчивается появлением младенца. Все его преображения сохранены в сказках «Крошечка-Хаврошечка», «Бурёнушка», «Иван-Дурак» и многих др. Поэтому в памяти рода присутствуют окаменелые люди, люди-дерево, люди-рыбы, люди-змеи, люди-птицы, люди-кони и др. О творении жизни пословица сказывает: "Когда на море камень всплывёт, да камень травой порастёт, а на траве цветы расцветут". Море – просторы нашей вселенной, а камень, трава и цветы – её жители.

В заговоре «от пореза» [8] поведано: "На острове, на Океане, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь, на том камне Алатырь сидит красна девица, швея мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду жёлтую, зашивает раны кровавыя. Заговариваю, я (такого-то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань". Здесь красна девица – душа исполнителя заговора, сказки её называют душой-девицей, она-то и перелётывает океан космической беспредельности, и попадает на остров Буян (в Правь). Путь исполнителя пролегает через ночь в вечность вселенной, где и происходит встреча с родительской семеюшкой Сварога. Вечность и ночь вселенной – это сон, на него и указывает игла булатная (булавка многих сказок). Этой иглой швея мастерица шьёт нитью шелковой судьбу человека. В Прави нет места беззаконию, злу и болезням, поэтому на её вечнозелёных лугах исчезает причина пореза. После этого исполнитель возвращается из Прави в Явь.

Многие заговоры Руси утверждаются твердыней священного камня Алатыря. Вот как, в заговоре «ратного человека» [8], идущего на войну, представлены фрагменты мировоззрения ордынцев – наших дедов-пращуров. "Выхожу я во чистое поле, сажусь на зелёный луг. Во зелёном лугу есть зелья могучия, а в них сила видима-невидима. Срываю три былинки: белыя, чёрныя, красныя. Красную былинку метать буду за Окиан-море, на остров на Буян, под меч кладенец; чёрную былинку покачу под чёрного ворона, того ворона, что свил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с калёной стрелой, с дедовской, татарской. Красная былинка притащит мне меч кладенец, чёрная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с калёной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с уздечкой той обратаю коня ярого, с тем колчаном, с калёной стрелой, разобью врага супостата. Заговариваю я ратного человека (такого то) на войну с сим заговором. Мой заговор крепок, как камень Алатырь".

Исполнитель заговора прямиком выходит из Яви во чистое поле Прави, в котором сила видима-невидима. На дворе вечности нет формы, оттого она и невидима. В чистом поле Прави душа черпает беспредельную мощь первородных начал – ветров из божьих уст. Ратник идёт на бой без сомнений, в его сердце хранятся символы Прави (остров Буян, Дуб, Алатырь). Причём заговор называет семь дубов, тем самым указывая на семь кругов Сварога или полный цикл бытия вселенной. В вечности Прави на её зелёном лугу растут три былинки. Красная былинка одаривает исполнителя богатырским мечом кладенцом. Чёрная былинка помогает обратать ярого коня – ветра из божьих уст (ветер, вода и огонь). Белая былинка метит пояском узорчатым, по которому Русь всегда отличает своих на бранном поле; она же открывает волшебный колчан с калёной стрелкой дедовой, татарской. Враги Руси страшились ведического учения славящих Правь и его карающей стрелки. Этой татарской стрелкой в былине «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром» Илья отстреливал маковки с церквей [4]. В недалеком прошлом эти церкви были ведическими храмами, в них-то с подачи князя Владимира вселились проповедники враждебной Византии. Ярый конь, дедова – татарская – калёная стрелка и меч-кладенец являются помощниками всего светлого небесного воинства в борьбе с потьмой зла, насилия и гнёта.

Этапы жизненного пути человека многократно представлены в подвигах фольклорных богатырей и навечно запечатлены на камне Алатыре. Онежская былина «Три поездки Ильи Муромца» [4] рассказала о случившемся, когда богатырь Илья наехал у перекрёстка трёх дорог на камешек Алатырь.

И от камешка лежат три дороженьки,

И на камешке было написано:

"По первой дороженьке – мёртвым быть,

По другой дороженьке – женатым быть,

По третьей дороженьке – богатым быть".

Стоит Илья да удивляется,

Головой качает, сам выговаривает:

"Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А ещё такого чуда не видывал!..

Илья – странник вселенной, он ведает дороги: прямо – в Явь, налево – в Навь и направо – в Правь, а потому свободно перемещается по царствам вселенной. Его путь женату быть проходит из Прави через Навь в Явь. Не доезжая из Прави до Нави, Илья повстречал заставу из ночных татей-подорожников – сорока тысяч разбойников. Муромец оказался удалее своих братцев-товарищей и не оставил разбойничков на семена! Его победа означает, что на пороге Прави и Нави из сорока тысяч непророщенного отцовского семени только Илья проник в материнскую яйцеклетку. Так начался его путь в воплощение.

Илья – волхв. Былина «Илья Муромец и Калин-царь» [4] рассказала, кто посвятил Илью в волхва. Ими были Сварожич Велес и крёстный Ильи – Самсон-богатырь. Они-то и поведали Муромцу его будущее. Илья ещё в Прави на протяжении трёх верст отчизны, три ночи вселенной и три росы предрассветной поваживал и выкатывал своего богатырского коня. А когда конь начал перескакивать через тын (через переход между царствами вселенной) и в ту сторону, и в другую сторону, тогда и пришло время его странствия. С первой по пятую вёрсты вселенной шёл Илья к своему воплощению, поэтому на заре пятой версты вселенной Муромца и называли старым казаком.

Книга русских Вед передаёт знание Закона Жизни и правду истинную о верстах эволюции вселенной. "И та Книга учила сорок царей, и учила сорок князей, и учила волхвов многомудрых…ото всех сорока родов". На второй версте вселенной ударил Сварог (в Прави) тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и своё небесное воинство. В эпохе Веды Индры, после битвы Сварожичей с потьмой "Семаргл ударил секирой по Черному Валуну – и крыница в камне раскрылась. И родились тогда в крынице, что струила волшебный мёд, Китоврас с Квасурою-богом. И съезжалися к той крынице сорок грозных царей и царевичей, сорок князей и князевичей, сорок волхвов многомудрых от всех сорока родов. Черпали они солнечный мёд из крыницы и пили медовую Сурью. Открыли волхвы врата Нави, вошли в подземелье, и нашли в пещере сокрытой – тот Огонь, что светит во тьме. И раскрыв глубокие тайны, стали ведать все мудрецы: это Пламя поэтам не чуждо, ими тот Огонь разожжён" [2].

В учении наших дедов-пращуров сохраняется знание о божественном напитке. Сурья – это "мёд, на травах бродивший, Сурья – также и Солнце Красное, Сурья – Вед понимание ясное, Сурья – след Всевышнего". От питной Сурьи расцветает жизнь: "сильный бьёт огонь от земли до самого неба. Там, где капли падают Сурьи, – поднимаются в поле стебли. Все растёт, живёт, зеленеет".

В Ведах сказано [2]:

"И заспорили небожители:

– Кто волшебную Сурью Бога выпьет из Ковша Алатырского?

И решили:

– Пусть выпьет Велес! Бог, рождённый Земун и Родом!

И призвали они Родовича. И явился к ним Велес Звёздный – сам Астерушка сын Родович. Ковш Всевышнего принимал, за единый дух выпивал.

И сказал тогда он Сварожичам:

– Пусть же Сурью Бога Всевышнего пьют Сварожичи-небожители, также наши сыны на Сырой Земле.

И пролил он Сурью небесную вниз на Землю из сада Ирия. И бросал он Ковш в небо синее, чтобы Ковш сиял среди частых звёзд". Звёзды Большой Медведицы и есть Серебряный или Алатырский Ковш. С той поры пьют сыны небожителей на Сырой Земле напиток Бога Всевышнего, читают Книгу Вед и поют родительской обители – Прави славу, оттого они и православные.

Тайна приготовления Сурьи поведана в карельской Руне «Рождение пива» [9]. И сейчас есть волхвы с берегов реки Тары, которые умеют готовить Сурью. Всё, что пропитано волшебной Сурьей, имеет надсущный вкус ветров из божьих уст. Когда же люди перестают пить Сурью, они забывают истину Вед. Тогда и окутывает тьма подселенную (Навь и Явь). Разгорается битва светлого небесного воинства с нечистой силой Чернобога, и наступает пора смены вёрст.

Обитель родительской семеюшки находится в Прави – на острове Буяне, он же Алатырский. В Ведах сказано: "Там – вся земля, все камни из золота. Там растут золотые яблони, а на яблонях – златы яблочки. Там ручьи и речки струятся да по камушкам золотым. Средь златых ветвей и цветов там поют ирийские птицы и сияют златыми перьями. Как на тот Алатырский остров едет Сурья-Ра на закате дня. Едет он по Млечной дороге на своей златой колеснице" [2]. Правь является конечной целью жизненного пути любого жителя вселенной. В заговорах ведической Руси часто упоминается её местоположение. Например, вот как в заговоре «от недуга» [8] изображён дом вечности: "За морем за синим, за морем Хвалынским, посреди Окиян-моря лежит остров Буян, на том острове Буяне стоит дуб, под тем дубом живут седмерицею семь старцев, ни скованных, ни связанных. Приходил к ним старец…". Здесь старец и есть сам Сварог, а семь старцев – его последующие воплощения на семи верстах вселенной. При описании моря Хвалынского упомянут остров Буян. На нём находится бел горюч камень Алатырь, его высота – 60 сажень. На третьей версте вселенной из Алатыря и было сотворено воплощённое человечество – семь тысяч дружинников былины о Волхе Всеславьевиче. На камне Алатыре расположен хрустальный терем или дом, в котором стоят кади железные, а в тех кадях лежат тенета шелковыя. В хрустальном дворце есть золотой стул, на том стуле сидит красная девица. Не иначе как Лада – Великая Богоматерь Руси, подпоясанная золотым поясом, подпёрлась золотым посохом и избавляет от недугов.

В сюжетах фольклора под камнем Алатырем стоит живая Щука. Щука златопёрая – символ Творца на первой версте вселенной.

В русских Ведах сказано, что на горе Алатырской растёт солнечный дуб вверх кореньями, вниз ветвями, там же находится вечнозелёный сад Ирий, вишнёвое дерево и яблоня с золотыми молодильными яблочками. "В том саду лужайки зелёные, на лугах трава мягкая, шелковая, а цветы во лугах лазоревые. Бродят в Ирии звери дивные, поют птицы вещие, серебрятся ручьи хрустальные, плещут в их водах златопёрые рыбы. Нет прохода в те горы пешему, нет проезда сюда и конному. Все дороженьки загорожены, заколодели-замуравели". Дуб – символ вечности и обители родительской семеюшки, а вишневое дерево – образ воплощения Всевышнего в Велесе, затем Даждьбоге и Коляде. Они-то и читают Книгу Вед сынам на сырой земле.

Веды рассказали, как Рось и её супруг Перун дали рождение Даждьбогу и племени Русь. "Пустил Перун стрелу позлаченую. Рось тогда укрылась за камешком – и стрела ударилась в камешек.

И возник в бел горючь камешке – образ огненный, человеческий.

Собиралися-соезжалися к камню тут цари и царевичи, также и короли-королевичи, и сошлись волхвы многомудрые. Рось с Перуном они прославили.

Стала петь Гамаюн (птица вещая) высоко в небесах:

– Высечь сына Роси из камешка лишь Сварог небесный поможет, позовите его на помощь!

Рось позвала Сварога-батюшку. Трое суток он камень обтёсывал, бил по камню горючему молотом. Так родился вновь Вышний Тарх Даждьбог.

Его ноженьки все серебряные, ручки Тарха – в червонном золоте, и горит во лбу Солнце Красное, а в затылке сияет Месяц. По косицам его – звёзды частые, за ушами его – зори ясные". Даже чернецы – враги русских богов в Ипатьевской летописи отметили достоинства Тарха: "его же наричают Даждьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Даждьбог, бе бо муж силён".

Рось – матушка Тарха Даждьбога подарила Руси своё имя. Владимир Мономах в «Поучениях» [5], обращённых к своим потомкам, называет родину именем Рось.

В преддверии смены вёрст Сварог молвил слова, которые и поныне сохраняются Ведами: "Знайте, будут последние годы – годы тяжкие и потрусливые! Скоро будет конец света белого! Повернётся Сварожий круг!..

Люди русские, русичи, слушайте!

Почитайте друг друга, сын – мать и отца, муж с женою живите в согласии. Убегайте от Кривды и следуйте Правде...

Знайте, внуки Дажьбога, что русские боги не приемлют людских и животных жертв. Лишь плоды и цветы, зёрна, овощи, сурью. Сохраняйте в посты от съедения чрево. Берегите всегда от ограбления руки и уста охраняйте свои от хулы… Друг ко другу ходите, друга дружку любите, будет радостно вам – пойте песни богам".

Оставил Сварог в русских Ведах наказ сынам на сырой земле:

– "Кто все эти законы возлюбит, будет Бога Всевышнего славить, станет толком слова толковать Мои – от того отойдут все несчастия, будет он с мужами святыми, станет он наследником Ирия!…

Пребываем мы вечно с Правью!

Верьте вы в три лика Всевышнего, знайте истину Божьих Вед! Ныне, присно, от века в век" [2].

Список литературы

1. Антология ингушского фольклора в 4 т. – Нальчик, 2003

2. Асов А. И. Русские Веды. Звёздная книга Коляды. – М., 1996.

3. Афанасьев А. Народные русские сказки. – М., 1985.

4. Былины. 2-е изд. – М.: Изд-во "Просвещение", 1993.

5. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе XI–XVII

Веков. – М, Учпедгиз, 1947.

6. Даль В. Пословицы русского народа. – М., 1994.

7. Карпенко Л., Нечаева-Зубец К. Словарь метафизического языка.

– М., 2014

8. Сахаров И. Сказания русского народа. – М., 1989.

9. Сказания о народных героях. – М.: изд-во "Школа-Пресс", 1995.

#статья