ФОЛЬКЛОР О ВРЕМЕНИ



Сообщение Карпенко и Нечаевой-Зубец на международной конференции «Современные философские парагидмы». Прага. 3-4 марта 2015.

Вселенная со всеми её жителями проходит путь от возникновения идеи о ней, до представления её образа и воспроизведения в форме. В пословицах молвится: "Есть – словцо, как мёд, сладко; нет – словцо, как полынь, горько. По естю старец и келью строит. По естю и неть живёт". Здесь старец – Творец вселенной. Естю – царство (двор, дом) вечности вселенной, духовный или верхний мир, ведическая традиция Руси его называет Правь; в нём царствует идея жизни. Нет или неть – царство ночи вселенной, царство смерти, невещественный, потусторонний или нижний мир, ведическая традиция его называет Навь; в нём идея жизни передана в образах. По навьим образам старец и строит келью – царство дня вселенной или существенный мир, традиция его называет Явь; в нём жизнь воплощена в форме. Слова отмеченные курсивом являются текстами фольклора.

Фольклор описывает пять состояний времени.

Первое состояние времени. Время в вечности вселенной находится в абсолютном покое. В небылице или в сказке «Не хочешь – не слушай» молвится: "Жил я с дедушкой, а батька мой тогда ещё не родился; по тому самому, как начался свет, – было мне семь лет". В этом предложении каждое слово – на вес золота. Здесь дедушка – Творец вселенной. А его внук или я – это нетленная душа человека, которая является жителем вселенной на каждом из всех семи лет (этапов, вёрст, дней) её существования. В небылице поведано, что плотность пространства и времени царства вечности или дома дедушки и я такова, что идея вселенной умещается в одном кирпичике, потому-то и взглянуть не на что. Однако в задумках дедушки вселенная столь велика, что её и глазом не окинешь.

В карельской Руне «Состязание в песнопении» рассказывается о начале движения идеи жизни. "Помню я такое время: был я пахарем на море, рыл тогда я рыбам ямы, поднимал на суше горы". Здесь я – нетленная душа, она же пахарь и вековечный мудрец. А такое время говорит о том, что эти события происходят в море – в царствах вселенной.

В сказке «Соль» показана картина дома вечности. Было время обед подавать; принесли кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье – это ещё больше понравилось... Призвал царь поваров и говорит им: "Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили". А всё дело оказалось в русской соли, православные её едали с давних пор. Соль – это мысли Бога о жизни. Иван – герой сказки пояснил: "Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил". Царь весь товар его купил, и с тех лет пищу принимает только с русской солью. Царь, как и отец Ивана, конечно, русский Бог Сварог. Он весьма бы удивился, если бы узнал, что ныне в Яви платят золотые горы за идеологический песок, который сыплется с цветных экранов. На этой кухне готовятся любые блюда, их телевизионный повар сам бы ел, но Русь ими уже по горло сыта.

В сказке «Василиса Премудрая» её героиня просит добра молодца: "Отдай, – говорит, – мою сорочку; приедешь к батюшке, водяному царю, в то времечко я тебе сама пригожусь". Событие в то времечко происходит в доме вечности. Батюшка и водный царь – это Всевышний. А его дочь Василиса Премудрая и есть сама душа-девица добра молодца.

В украинской сказке «Андрей всех мудрей» её герой рассказал матери Солнца, почему тем временем он оказался в доме вечности: "старуха слушала-слушала и зевать начала. Я тем временем подремлю: уж больно я за долгий день наморилась". Жители дома вечности и ночи вселенной находятся в состоянии сна, поэтому старуха и впадает в дремоту. Когда Солнце пришло на ночлег в дом вечности, тогда Андрей рассказал ему, зачем пришёл. Солнце молвило в ответ Андрею: "Мне учить тебя нету времени. Но я сделаю так, что ты сам всё узнаешь".

Когда началось в доме вечности движение идеи жизни, тогда и случилось одно из главных событий творения: первая встреча удальца (отеческого семени) со своей душой-девицей. В сказке «Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что» об этой встрече сказано: "войдёшь ты в пещеру и хорошенько спрячься. Спустя некое время придут туда два старца; слушай, что они будут говорить и делать, а после, как они уйдут, и сам то ж говори и делай!" Так, спустя некое время, и сделал удалец стрелец, в результате он познакомился со Шмат-разумом – своей же безсмертной душой.

В мокшанской сказке «Чучело в перьях» поведано: "наследник тем временем на посиделках спрашивает, не видел ли кто-нибудь той девушки, что вчера приходила, не знает ли кто-нибудь, где она живет. Выбор душой-девицей удальца-молодца или наследника всегда происходит тем временем на посиделках – на их встрече в царстве вечности. Наследник и есть отеческое семя или будущая плоть для его души-девицы.

В сказке «Безногий и слепой богатыри» молвит Иван-царевич: "Едем мы, дядя, столько времени, приближаемся к землям Анны Прекрасной королевны, а не знаем, какую загадку загадывать". Здесь едут царевич и его дядька столько времени из вечности к границе ночи вселенной, где и случится встреча отеческого семени или Ивана-царевича со своей душой-девицей или Анной Прекрасной.

В сказке «Упырь» молвится: "В скором времени случилось одному боярскому сыну проезжать мимо Марусиной могилы; смотрит – а на той могиле растёт чудный цветок". Когда пришло в скором времени боярскому сыну – отцовскому семени отправиться из вечности в воплощение, только тогда он и встретился впервые с чудным цветком – со своей душой.

В сказке «Разумная дочь» рассказывается о начале посева отеческого семени, а в это время старик был в поле. Здесь поле и есть вечность, где в это время царствует лишь идея вселенской жизни. Но вот задули ветра из божественных уст Всевышнего старика, тогда началось в вечности движение идеи жизни, тогда и лопнула яйцеклетка вселенной, и родилась Навь. В ней-то старик и сотворил образ вселенной, который затем воплотился в Яви.

Второе состояние времени. Время в ночи вселенной ничтожно мало, оно как бы находится на старте, в состоянии предрассветного пробуждения.

Плотность пространства и времени ночи вселенной (как и вечности) тоже очень велика. Например, в сказке «Убогий» Навь изображена всего лишь одной деревней, в которой хозяйкой является легендарная старуха – баба-Яга. В навьей избе старухи очень тесно, поскольку в ней находятся лишь образы обитателей вселенной.

В песне «Братанна» молвится: "В зимнюю безвременную пору грубость Горожанка согрубила. И в ту пору, в то время...пала Братанна в море". В ночи вселенной зарождается зло, его и представляет Горожанка. В этой песне, как и в других произведениях фольклора, Навь изображена зимней безвременной порой, а море и есть безграничное пространство вселенной.

В мордовской сказке «Дуболго Пичай» молвится: "Прошло несколько времени, девица, открыв глаза, взглянула перед собой…и начала говорить". Здесь девица и есть душа героя повествования. Дуболго начинает только через некоторое время пребывания в ночи вселенной говорить и видеть. Длительность каждого царства вселенной (Прави, Нави и Яви) измеряется семью вёрстами. В русской сказке «Ведьма и Солнцева сестра» уточняется, что только с пятой навьей версты нарождаются способности: слышать, видеть, осязать, обонять и ощущать вкус.

Сказка «Три царства – медное, серебряное и золотое» о навьей поре поведала: "В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки. В то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной. Здесь царь Горох и есть сам Всевышний, а царица Анастасия Прекрасная – Богоматерь. А то давнее время – это пора ночи вселенной.

В «Галгайской легенде» поведано: "На другую ночь к назначенному времени отец с матерью и невестой отправились к кургану за аулом. Когда они поднялись на вершину кургана, они увидели огненный столб пламени, который своей верхушкой упирался в небо". Как и огненная речка Смородина, огненный столб разделяет вечность, ночь и день вселенной. Божественные родители ингушской традиции отец – Бог Дяла, а мать – Богоматерь Химехнинен. Они к назначенному времени отправили удальца сына (отеческое семя) из вечного дома в воплощение, невеста – душа удальца-молодца, аул – дом вечности, а курган за аулом и есть ночь вселенной.

В сказке «Хитрая наука» говорил колдун старику: "через три года, в этот самый час, приходи за сыном; да смотри: коли не просрочишь – придёшь вовремя да узнаешь своего сына – возьмёшь его назад; а коли нет, так оставаться ему у меня". Здесь старик – сам Всевышний. В ночи вселенной образ сына многократно переменяется. Много ли, мало ли прошло времени сын старика превращался в птичку, затем в коня. Однако вскоре или вовремя случилась смена вёрст (этапов) вселенной: "конь тем временем вырвался и пошёл вёрсты отсчитывать", пока не удрал из Нави в Явь. Сказки «Вещий сон», «Пёрышко Финиста ясна сокола» утверждают, что смена этапов вселенной определена Всевышним стариком ещё до поры до времени.

В марийской сказке «Девочка и Вувер-кува» поведано о том, как однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились. Здесь однажды, время и лес – характеристики ночи вселенной. А три сестры – это человечество первой, второй и третьей вёрст вселенной.

В сказке «Вещий сон» юнец молвил придворному Асону: "придёт время – будешь ты в бедности, а я стану владеть твоими богатствами". За эти слова велел Асон повару убить юнца, однако повар вместо малыша убил собаку. Он угостил Асона собачиной, а мальчика до поры до времени у себя спрятал". Мысли рождённые юнцом в вечности облекаются в образы ночи вселенной, но их исполнение пока скрыто до поры до времени – до воплощения в Яви.

В сказке «Кощей Бессмертный» говорит Иван-царевич своей душе: "Ненаглядная Красота! Похрани моего тела белого, я спать лягу". – "А долго ль спать будешь?" – "Девятеро суток, с боку на бок не поворочусь; станешь будить меня – не разбудишь, а время придёт – сам проснусь". Сон Ивана говорит о том, что все события с ним происходят в ночи вселенной. Иван-царевич пошёл ни путём, ни дорогою, пришёл к океан-морю широкому и не знает, куда дальше идти, а есть нечего. Вдруг летит ястреб; Иван прицелился: "Ну, ястреб! Я тебя застрелю да сырком съем". – "Не ешь меня, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь". Бежит медведь: "Ах, Мишка косолапый! Я тебя убью да сырком съем". – "Не ешь, Иван-царевич! В нужное время я тебе пригожусь". Глядь – на берегу Щука трепещется: "А, щука зубастая, попалася! Я тебя сырком съем". – "Не ешь меня, Иван-царевич! Лучше в море брось: в нужное время я тебе пригожусь". Стоит царевич и думает: когда-то наступит нужное время". Нужное время или девятеро суток – это время исполнения первого предписания Закона коловращения жизни: из Прави дойти в Навь, а оттуда в Явь. Щука – образ Бога на первом этапе эволюции вселенной, а море – безграничное пространство вселенной.

Сказки поведали о Законе коловращения Жизни. Закон начертан на камне Алатыре и писан в судьбе каждого: "Прямо пойдёшь – женату быть. Налево пойдёшь – мёртвым быть. Направо пойдёшь – богату быть". Первая запись обязывает душу за девятеро суток (за девять месяцев в мерах Яви) пройти из вечности через ночь в день вселенной и далее приобрести опыт воплощения. С женату быть – с единения души и плоти начинается бытие человека в Яви. Это событие – венец творения родительской семеюшки, в фольклоре оно знаменуется свадебным пиром. Вторая и третья записи Закона говорят о возвращении души в вечность родительской обители. Душа на левой (навьей) дороге освобождается от своей плотской одёжки, которая остаётся в барышах земли. С помощью навьего стража – бабы-Яги душа очищается от земных страстей в ночи вселенной. И затем перелётывает направо – в дом Прави, где ей богату быть. Там в отеческом доме она и обретает нетленное богатство – безсмертие.

В сказке «Емеля-дурак» долгое время плыла бочка по морю; стала жена дурака просить: "Сделай так, чтобы нас на берег выкинуло". Дурак сказал: "По щучьему веленью, по моему прошенью – выкинь эту бочку на берег и разорви её!" Емеля обращается к щучьему велению – к Богу, а бочка и есть особая светлица Нави или материнский утробный пузырь. Здесь долгое время длится для Емели, как и для героя сказки «Кощей Бессмертный», девять навьих суток (или девять месяцев в мерах Яви).

В сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» серый волк мчался пуще коня "и чрез некоторое время, как раз ночью привёз Ивана-царевича... В то самое время братья Ивана-царевича, Дмитрий и Василий царевичи, ездя по разным государствам и не найдя жар-птицы, возвращались в своё отечество с порожними руками; нечаянно наехали они на своего сонного брата Ивана-царевича с прекрасною королевною Еленою. Увидя на траве коня златогривого и жар-птицу в золотой клетке, весьма на них прельстилися и вздумали брата своего Ивана-царевича убить до смерти. Дмитрий-царевич вынул из ножон меч свой, заколол Ивана-царевича и изрубил его на мелкие части. Иван-царевич лежал мёртв на том месте ровно тридцать дней, и в то время набежал на него серый волк и узнал по духу Ивана-царевича". Здесь некоторое время, как раз ночью, говорят о том, что события происходили в Нави. Старшие братья – воплощённые дети Всевышнего батюшки на третьей и четвёртой верстах эволюции вселенной, а младший или юный сын – Иван-царевич житель пятой версты. Десятки тысячелетий разделяют бытие братцев. Старшие замышляют зло, а потому им приходится долго очищаться в Нави от земных страстей. А у младшего время ограничено девятью навьими сутками, он девять месяцев (по меркам Яви) идёт из ночи в день вселенной. Тогда-то пути братцев и пересеклись, в то время в царстве смерти. Тогда на мёртвого Ивана-царевича и набежал серый волк. Эта сказка, как и многие другие, писана волхвами и принадлежит ведической традиции. Образ серого волка в ведической Руси – это образ Великого волхва Велеса.

В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» пошёл царь на охоту и только хотел подстрелить орла, а орёл просит: "Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе, в некое время я тебе пригожусь". Здесь орёл – образ Всевышнего в ночи вселенной, а некое время – это грядущие события Яви.

В сказке «Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что» поведано: "В некотором государстве жил-был король, холост-неженат, и была у него целая рота стрельцов; на охоту стрельцы ходили, перелётных птиц стреляли, государев стол дичью снабжали. В той роте служил стрелец-молодец, по имени Федот; метко в цель попадал, и за то любил его король пуще всех его товарищей. Случилось ему в одно время пойти на охоту раным-ранёхонько, на самой заре; зашёл он в тёмный, густой лес и видит: сидит на дереве горлица". Здесь тёмный, густой лес – это характеристика ночи вселенной. В одно время или раным-ранёхонько, на самой заре – самое начало дня вселенной. А горлица – это душа стрельца.

В небылице сказано: "Время было к празднику, стали мы солод готовить да пиво варить; как в ложке затерли, в корце развели – вышло пива с целую бочку". Эти действия происходят в ночи вселенной, они рассказывают о подготовке к грядущему родительскому празднику – к свадебному пиру, который случится во время воплощения человека.

Третье, четвертое и пятое состояние времени. Пора свершения событий дня вселенной. Только теперь время разворачивается в прошлое настоящее и будущее.

В сказке «Птичий язык» сын поведал родителям, о чём соловей поёт. Он "предвещает, что придёт пора-время, будете вы мне служить: отец воду подавать, а мать полотенце – лицо, руки утирать. Юный сын находится в вечности, а потому и знает о грядущих событиях, поскольку их идея задумана в духовном мире, а действия, как придёт пора-время, воду подавать и руки утирать, происходят в Яви.

В сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола» молвила младшая дочь на первой встрече с Финистом: "Полетай, моё пёрышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!" Пёрышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле. Младшая дочь – это душа Руси, Финист – народ Руси, а чисто поле – вечность. До поры до времени гулял Финист ясный сокол в вечности и ночи вселенной. А когда днём вселенной произошла его вторая встреча с младшей дочерью, тогда время и развернулось в прошлое, настоящее и будущее. Тогда и случился свадебный пир в честь единения Финиста со своей душой.

Небылица рассказывает о событиях первой, второй и третьей версты, о том что случилось после посева идеи жизни и создания навьих образов жителей вселенной: "Ни много, ни мало прошло времени, перестал мужик овёс веять, а верёвки всё не хватает. Что тут делать? Была не была, прыгнул я наземь и попал в трясину; по самые уши утонул". Повествование небылицы ведётся от имени я – нетленной души. А мужик и есть сам Всевышний. Наутро слышу я – шум шумит: идёт волк болотом… А я тем временем намотал хвост его на руку и крикнул во всё горло. Волк с перепугу бросился в сторону и вытащил меня из трясины. Земля на ту пору или тем временем ещё не успела просохнуть от родовых вод, потому и была трясиной.

А вот как о начальных событиях дня вселенной рассказывает ингушская сказка «Семь сыновей вьюги»: "Это было в те незапамятные времена, землю населяли нарты. И чем больше проходило времени, тем больше людей оказывалось на земле и тем больше аулов появлялось у подножия гор". Здесь незапамятные времена – это появление на белом свете первых воплощенных людей, на Руси их называли посадскими, на Кавказе – нартами, в Удмуртии – алангасарами, в Бурятии – гэсэр, в Чувашии – улупами и т.д.

Удмуртская сказка «Батыры из племени чудь» поведала: "Когда, в какие далёкие времена это случилось, никто сказать не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров уже на свете не было, и потомки Уда расселились в лесном краю". Говорила тогда удмуртская мать сынам: "Видно, сыны, и для вас пришло время вылететь из гнезда. Не стану держать вас. Выбирайте каждый место по сердцу и поселяйтесь там". Алангасары – человечество третьей версты эволюции вселенной, так называли этих великанов в далёкие времена. С той поры минуло два десятка тысячелетий, тогда-то и пришло время для нынешних потомков Уда – человечества пятой версты вселенной расселиться в лесном краю.

В марийской сказке «Язык змей» поведано: "Настало лето. Подошло время змеям выйти на землю". Лето и есть время воплощёния земли и всех её обитателей, в том числе и змей.

Карельская Руна «Рождение Кантеле» сказывает: "Те, кого надежда греет, об одном лишь и мечтают, чтоб пришло скорее лето, время тёплое настало". Мечты – это мысли Бога и Я (фольклора) о жизни, которые воплощаются только днём вселенной – в лето или тёплое время.

В сказке «Клад» поведано, как "в некотором царстве жил-был старик со старухою в великой бедности. Ни много, ни мало прошло времени – померла старуха. На дворе зима стояла лютая, морозная". В сказке старик и старуха – божественные родители, в отеческой традиции – это русский Бог Сварог и великая Богоматерь Лада. Ни много, ни мало прошло времени говорит о том, что подошла пора смены этапов (вёрст) вселенной и перехода событий из зимы невещественного мира в лето воплощения.

В сказке «Царица-гусляр» молвится: "В некоем царстве, в некоем государстве жил-был царь с царицею; пожил он с нею немалое время и задумал ехать в ту чужедальнюю землю, где жиды Христа распяли". Фольклор высмеивает идеологию чужедальних земель: "Было времечко, целовали нас в темечко, а ныне в уста, да и то ради Христа". Только истиной Вед можно скрепить русское сердце. Однако царь пренебрёг отеческой мудростью, и в результате попал в рабство в чужедальней земле. Если бы не царица-гусляр, так бы царь и сгинул на чужбине. В сказке об умении гусляра поведано: "век бы слушал – не наслушался". Волхвы, гусляры, славутные певцы, калики перехожие, скоморохи и другие народные жрецы сызмала (от начала жизни) ходят по белу свету, веселят людей и поют правду истинную. В веках их песнями досыта не наслушаться, в сказке так и сказано: они "всякую скуку, всякую тоску как рукой снимают". А по поводу пришлой идеологии с чужедальних земель народная мудрость утверждает: "Сильны временщики, да недолговечны. Мир по слюнке плюнет, так море. Как мир вздохнёт, и временщик издохнет". Здесь мир и есть наша вселенная со всеми её жителями. Русская пословица напоминает каждому, в том числе и пришлым временщикам: "Веру переменить – не рубашку сменить".

Обратный путь души из существенного мира в духовный.

После окончания бытия в Яви плоть человека навсегда остаётся в барышах земли матушки. Народной мудростью молвится: "Кому земля – мать родная, кому – родимая матушка, а кому и мачеха; да, как время придёт, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнёт, не погубит – к себе возьмёт, на вечные века приголубит". Душа, как это время придёт, перелетит из Яви в навье царство, где и очистится от земных страстей, а затем отправится на отдых в духовную обитель, в Правь.

В сказке «Иван-Дурак» "Иван поблагодарил старуху, бросил клубышок. Клубышок покатилсы, а Иван сзади пошёл. Шол, шол путём-дорогой, продолжалось время долго ли, мало ли". После окончания бытия в Яви, душа перелётывает в Навь, где долго ли, мало ли времени очищается от земных страстей, чтобы затем порхнуть в вечность. Если человек следует по жизни советами дедов-пращуров, то жрецы отеческой традиции все сорок дней после его смерти помогают душе очиститься в невещественном мире и затем сопровождают её в духовную обитель. А тем, кто много грешил, на обратный путь не хватит и тысячелетий. Например, как старшим братьям в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке». Оттого народная мудрость и молвит: "Коли сам плох, то не даст и бог".

В сказке «Иван Быкович» "отправился Иван-царевич на дозор, залез в кусты и крепко заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь – он тотчас готов был, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост". Время за полночь и есть царство сна или навье время невещественного мира. Калинов мост – это переход из Яви в Навь, место битв святорусских богатырей с нечистью.

Два тысячелетия тому назад русский Бог Сварог, уходя при смене вёрст на отдых в духовную обитель, предупредил в Ведах сынов на сырой земле о грядущих переменах: "И придут от Чёрного моря звери страшные, звери лютые, поедят они вашу скотинушку…– и начнётся кровопролитье. Вы начнёте ковать крамолу и про малое молвить – большое! Говорить: "Се – моё, то моё же". Далее Веда сказывает: "Придут языци неверные, и прольют они вашу кровушку за неправду и беззаконие". В «Слове о полку Игореве» упоминаются вещие слова Сварога о беззаконии. Говорит брат брату: "се моё, а то моё же… начяша князи про малое се великое молвить, а сами на себя крамолу ковати; а погани со всех стран прихождаху с победами на землю Рускую". Так появились на русской земле звери страшные, звери лютые, погани и языци неверные – проповедники чужеземных идеологий, тогда же нашлись князья, бояре кособрюхие и другие отступники от ведической традиции дедов-пращуров. Погрузилась Русь в смутное время, и наступила пора смены вёрст. "Тоска разлилася по Руской земли: печаль жирна тече средь земли Рускыи"(«Слово о полку Игореве»).

Фольклор передаёт юным поколениям ведические знания. И никакие пришлые идеологии, претендующие на духовное верховенство, не в силах вовремени уничтожить или заслонить ведический первоисточник божественных прародителей. Мудрость предков напоминает юным поколениям: "Вовремени пождать, у Бога есть что подать".

#статья