ФОЛЬКЛОР О ДУШЕ


Сообщение Карпенко и Нечаевой-Зубец на XXVIII Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» июнь 2014 г.

5035_in_2014_pedagogika_27_-_kopiya.png

В сказках и былинах вселенная представлена тремя царствами или мирами:

– царство вечности вселенной или духовный мир; в нём хранится идея вселенской жизни;

– царство ночи вселенной, царство смерти или невещественный мир; в нём представлен образ вселенной со всеми её жителями;

– царство дня вселенной, существенный мир; в нём все жители воплощены в форме.

В пословицах молвится: "Есть – словцо, как мёд, сладко; нет – словцо, как полынь, горько. По естю и неть живёт. По естю старец и келью строит". В фольклоре старец – это Творец жизни, сам Всевышний. Естю – вечность вселенной, божественная обитель в ней-то старец и мыслит идею жизни. Нет или неть – ночь вселенной, в ней идея жизни развёрнута в образах. По этим образам старец строит келью – день вселенной.

Треть бытия человек пребывает в состоянии сна. Сон – это странствие души в вечности и ночи вселенной. В сновидениях душа повторяет несметное число раз переходы из существенного мира в вечность, а затем в обратный путь. После пробуждения душа может рассказать своей плоти о приключениях в вечности и ночи вселенной. Пословицы молвят: "Кому сон, кому быль. Кому сон, кому явь".

Волхвы поведали методику распознавания сна [8, с. 5-6]. Сначала надо запомнить сон, а это делается тогда, когда человек ощущает себя почти проснувшимся и ещё не открыл глаза. В эти мгновения надо вернуться в ночные события и повторить их в памяти. И тогда встречи в сновидении будут дополняться деталями, и вырисовываться чётче. Затем надо составить характеристику каждого субъекта и объекта сна. И спросить у них: "Зачем ты?" Ответы последуют без промедления, поскольку на них отвечает метафизическим языком душа – участница ночных событий. Текст сна, характеристики, вопросы и ответы лучше записать, так потом будет удобнее возвращаться к анализу сна. Метафизический язык – это язык фольклора: царств вечности, ночи и дня вселенной, им владеет душа человека. В статье слова этого языка выделены курсивом.

Карельская Руна «Подвиги Илмаринена» [4, с. 344] называет душу – дева сумерек, дочь ночи. Во сне она путешествует по царствам вселенной, а её одёжка – плоть человека спит на милой подружке подушке. Божья благодать защищает человека во сне, потому пословица и молвит: "Мана манит, да бог хранит". С такой опекой возвращение из сна всегда происходит благополучно. Путешествия же души наяву в ночь и вечность находятся вне духовного покровительства и зависят только от личного знания чудес вселенной.

В сказках [2] поведано, что на камне Алатыре начертан Закон коловращения Жизни: "Прямо пойдёшь – женату быть. Налево пойдёшь – мёртвым быть. Направо пойдёшь – богату быть". С той поры Закон записан в судьбе каждого, и все следуют его предписаниям. Здесь первая запись обязывает душу пройти из духовного мира через ночь в день вселенной и приобрести опыт воплощения. С женату быть – с единения души и плоти начинается бытие в существенном мире. В фольклоре это событие именуется свадебным пиром. Вторая и третья записи Закона говорят о возвращении души в вечность. Душа на левой дороге невещественного мира освобождается от своей плотской одёжки, которая остаётся в барышах земли. С помощью стража ночи вселенной – бабы-Яги душа очищается от земных страстей в печи вселенной. И затем перелётывает направо – в вечнозелёный сад в Ирий, где ей богату быть. Там-то она и обретает нетленное богатство – безсмертие.

Даль в Толковом словаре передаёт понятие души: "безсмертное духовное существо, одарённое разумом и волею" [6, т.1, 1255]. Каждый при выборе пути руководствуется волей и разумом. И любое действие человека тому подтверждение. Так, душа стрельца в сказке «Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что», странствуя по царствам вселенной или туда – не знаю куда (в ночь и вечность вселенной), приносит своей плоти из божественной обители то – не знаю что или Шмат-разум. Здесь Шмат-разум и есть "безсмертная" сущность.

В статье слова, отмеченные курсивом, являются текстами фольклора.

Характеристика души в произведениях фольклора

– душа разумеет. Пословица сказывает: "Разум душе во спасенье, а Богу во славу". Народная мудрость утверждает: "Ум без разума – беда. Ум доводит до безумья, разум до раздумья. Молиться умею, а Божьих дел не разумею". В заключение о раздумье пословица молвит: "Смешай Господь ум с разумом";

– душа оборачивается в любой образ в странствиях по ночи и вечности вселенной: орла, птички-пташечки, лебедя, голубя и др. Например, в былине «Волх Всеславьевич» [3] его душа в ночи вселенной научилась, оборачиваться Ясным Соколом и парить легко по подоблачью, превращаться в Волка серого и рыскать в лесах дремучих, как златорогим Туром скакать горами высокими, Щукой гулять по морюшку синему.

– душа перемещается в иной мир, если чесануть в правое плечо (былина «Садко» [3]) или ударить правой рукою наотмашь (сказка «Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что») [2];

– душа молвит человеческим голосом: "Умел ты меня достать, умей и жить со мною; ты мне будешь нареченный муж, а я тебе богоданная жена!" (сказка «Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что»). Совместное бытие души и плоти стрельца начинается с исполнения в существенном мире первого наказа Закона коловращения Жизни: "прямо пойдёшь – женату быть";

что захочет душа, то мигом будет исполнено. Например, душа героя гагаузской сказки «Добрый Иванчу» обладает могучей силой, она даже реанимирует кипящих в котле петухов и индеек: "Петухи из котла выпорхнули, залились-запели";

– душа помогает человеку всё знать. В белорусской сказке «Андрей всех мудрей» её герой хотел всё знать. Поиск привёл его туда, где солнце на ночлег садится. Чтобы овладеть искомой мудростью, Андрею по совету души должен прежде подружиться с солнцем. И солнце помогло Андрею: "собрало все свои лучи в один пучок и блеснуло ему в голову. И вмиг Андрей почувствовал, что стало в его голове ясней и светлей". В сказках «Царевна-змея», «Емеля дурак», «Волшебный конь» и др. поведана методика волхвов "смотрение на солнце в дырочку доски". Эта методика учит, как посредством дружбы с солнцем стать всех мудрей;

– душа научает, как овладеть мечом кладенцом. Например, «Сказание о неком славном богатыре Уруслане Залазоревиче» и сказка «Приворотная болезнь» поведали, если вообразить солнце в виде пучка и впустить его в голову, то можно овладеть мечом кладенцом. В этих сказках также поведана методика волхвов "смотрение на солнце в дырочку доски". Эта методика научает, как посредством дружбы с солнцем стать не только всех мудрей, но и всех сильней;

– душа одарена неописуемой красотой. Традиция награждает её самыми нежными эпитетами, называет её душой-девицей, сравнивает её с красной (красивой) девицей. Пословица молвит в её адрес: "Красива душа – всем хороша". Сказки поведали о её Ненаглядной Красоте (сказка «Кощей Бессмертный»). Сказки ещё называют её птичкой-пташечкой, невиданной, необыкновенной;

– душа совершает по мысли выбор своей будущей плоти. Например, в ингушской сказке «Сын князя» [1, т.2] избрание душой своей плоти исполняется на условиях Бога: "девушка с чашей вина обходит всех и даёт тому, кто ей по нраву". Аналогично осуществляется выбор и в других сказках;

– избрание по мысли или первая встреча души с удальцом (батюшкиным семенем) происходит на границе духовного и невещественного мира. В сказке «Кощей Бессмертный» удалец царевич в преддверии ночи вселенной говорит душе: "Девятеро суток, с боку на бок не поворочусь; станешь будить меня – не разбудишь, а время придёт – сам проснусь". Растёт удалец в утробном пузыре девятеро суток невещественного мира (девять месяцев в мерах существенного мира). А душа находится в ночи вселенной в ожидании появления его плоти. Вторая встреча души и плоти человека происходит днём вселенной, когда младенец, раздвигая материнские горы столкучие, выходит из утробного пузыря на белый свет, в тот же миг душа из ночи вселенной порхает в существенный мир, прямиком в сердечушко младенца. Свадебным пиром отмечается венец творения родительской семеюшки: единение души и плоти новорождённого. В этом союзе исполняется первая запись Закона: "Прямо пойдёшь – женату быть";

– после окончании опыта в существенном мире душа разлучается со смертной плотью. Плоть человека навсегда остаётся в барышах земли, а душа отправляется налево – в невещественный мир, чтобы очиститься от земных страстей. И только после очищения душа перелётывает направо – в духовную обитель;

– душа странствует по мирам вселенной. Например, в легенде «Созырко в стране мёртвых» [4] душа Созырко встречает в невещественном мире славных предков. Они знакомят нарта с чудесами этого мира. Там изображены разные души: тех, кто ссорились ежедневно, потому судьба их так плачевна; другие же любили жизнь и в дни печали, и друг друга никогда не покидали. Там же была хозяюшка скупая, она для ближних, как собака злая. Судьба карает всех скупцов сурово, и это – участь каждого скупого. Бедняки же, судьбой так суждено, богатых перегонят всё равно. Была показана в ночи вселенной и щедрая хозяйка крова, по просьбе обездоленных людей, вовек отказа не было у ней. Доблестные предки открыли душе Созырко суть виденных картин, и наказали, что он должен о виденном поведать смелым нартам, когда придёт из невещественного мира в существенный;

– душа наделена божественной искрой. Руна «Рождение огня» [11] поведала о передаче душе-девице искры Свят Духа. Мудрость Руны советует, чтобы душа из божественной искры растила пламя в существенном мире. Этим пламенем она и будет отдариваться на обратном пути из существенного мира в духовную обитель. Только та душа в течение сорока дней находит дорогу из существенного мира в вечность, которая платежом красна. Примеры тому демонстрируют неведомый человек сказки «Три копеечки», гусляр былины «Садко» и другие герои фольклора. Они отправляются к Всевышнему платить дань или отдариваться.

– секрет счастливого бытия из уст старца сказки «Мудрая жена»: "пожелай лучше жену мудрую". Пословица повторяет святые слова божественного старца: "Не желай богатства, пожелай жену мудрую". Мудрая жена и есть душа человека. Кто живёт в согласии со своей душой-девицей, тот всегда счастлив будет.

с игольное ушко. Такова физическая характеристика души в небылице, сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола» и др.

Душа народа

Многие сказки рассказывают о душе народа. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» её героиня Василиса и есть душа ведической Руси, а её родительская семеюшка: русский Бог Сварог и Лада – великая Богоматерь Руси. Когда началась смена вёрст в эволюции вселенной, тогда и отправилась на отдых в вечность Богоматерь Лада, а ей на смену объявилась мачеха. Вскоре уехал и Сварог на долгое время в вечность, тогда и утвердилось в существенном мире беззаконие мачехи.

В ночи вселенной рождаются и умирают эмоции. Страх и ужас Василисы Прекрасной вызваны картинами невещественного мира. Яга – страж ночи вселенной и тоже обладает эмоциями, оттого она на Василису и подосадовала, что не за что рассердиться. Намерение Яги всегда направлено на очищение двора невещественного мира. Сор из её избы никогда не выносится, поскольку он сгорает в пламени вселенской печи. Но кто-то по злобе земли в него намешал. Здесь речь идёт о земных страстях, с которыми людские души попадают из существенного мира в невещественный. Баба-Яга очищает души от злобы, чтобы затем эти милые птички-пташечки могли перелететь из ночи вселенной через косящато окошечко дома вечности в духовную обитель.

Сказка «Пёрышко Финиста ясна сокола» рассказывает о жизненном пути сокола – ведического народа и называет тех, кто пытается ему противостоять, навязывать ему пришлую идеологию семейства просвирни. В душе ведической Руси живёт едино желаньице: освободиться от лютой мачехи (морали просвирни). Когда на новой версте эволюции жизни люди прибудут в воплощённый мир, тогда и сыграют свадебку. И тогда заживут счастливо царь – православный народ и его душа – Василиса Прекрасная, а при них и сам батюшка Сварог. Пословица напоминает каждому: "Что край, то обычай; что народ, то и вера". Следует душа ведического народа наказам русского Бога, оттого и всегда Правь славит – божественную обитель родительской семеюшки Сварога.

В песне Степаниды Максимовны душа народа горюет [9]. Закончился текущий пятый этап вселенной, ушёл Сварог на отдых в вечность, оттого и овдовела душа народа. В песне передано ощущение славящих Правь: "заныло зяблое ретивое сердечушко". Сила слов певуньи Степаниды такова, что уводят они за собою души слушателей в вечную обитель, не могут они сдержать слёз благодати от красоты двора божественной семеюшки. Смотрят они в родительское тёплое витое гнёздышко, а там вся державушка русского Бога, там же и виноградье зелёное – людские души. В песне желанье души Руси заключается в том, чтобы пробудились ветра из божьих уст, чтобы завияли сильные ветрушки, разбушевалось море (просторы вселенной), и пришла на земные просторы родительская семеюшка Сварога. Тот же зов души звучит в песне «Голошение» [7] или в «плаче дочери по отцу» ("Причитания Северного края"). Ждёт душа русского народа, когда же воспылает заря нового дня вселенной, а в нём будет вся родимая семеюшка. Но пока нейдёт, не катится семеюшка Сварога в новый день вселенной. Видно не времечко. Оттого и горько славутным певуньям за ведическую Русь. Вот и приходится пока сынам на сырой земле: "так проживать-коротать свою молодость" [9].

Память родов Руси хранит имена гусляров Велесовых: вещих Бояна и Ходыни, волхва Садко, кобзаря Олексы и многих других славутных исполнителей. Они целиком владели вниманием слушателей, уводили их к кутисе окошечку дома вечности. Плакали они от благодати встречи с родимой семеюшкой. Подобные впечатления отмечали Гильфердинг, Пришвин и др.

Предначертание души

Сказки характеризуют сами себя. Так, нанайская мудрость молвит: "Сказка излучает свет Жизни и озаряет детство". Ей вторит Хакасия: "В сказке кроется начало начал Жизни". А кто забывает наставления предков, тому пословица народа Манси напоминает: "Сказок народных не знаешь – в судьбе споткнёшься".

СУДЬБА – это предопределенье, писанное душой на пути по ночи вселенной в воплощение. Пословица утверждает: "Что судьба скажет, хоть правосудь, хоть кривосудь, а так и быть". И так будет до той поры, пока судьба не будет исполнена в существенном мире.

После первой встречи души-девицы с удальцом (отеческим семенем) на границе вечности и невещественного мира она ожидает его воплощение в ночи вселенной. Удалец развивается в утробном пузыре, а тем временем душа в ночи шьёт шелковыми нитями судьбу человека, по этому шитью его потом и узнаёт родительская семеюшка. Душа направляет героя сказки "Поди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что" туда, где находится Шмат-разум или то – не знаю что. Это только в начале повествования было неведомо: будет ли толк с такого путешествия. Когда же случилось в существенном мире единение удальца-стрельца и его души – птицы горлицы, тогда и начали они есть-пить вместе.

Даль в «Пословицах русского народа» [5] и Коринфский в книге «Народная Русь» вспоминают олонецкую загадку: "Стоит столб, на столбе – цвет, над цветами орёл, – цветы срывает, в котёл бросает, цветов не убывает, а в котле не пребывает!" Орёл – это образ Бога на втором этапе эволюции вселенной, а столб – печной (печки вселенной), цветы – нетленные души. Орёл бросает души из котла вечности в путь воплощения. А после явленного бытия душа возвращаются через ночь в вечность. В итоге цветов в котле не убывает и не прибывает.

В другой загадке [5] поведано: "На поле на Ордынском стоит дуб Сорочинский, прилетали птички, приносили по спичке, на спичках по яблочку". Здесь поле Ордынское и дуб Сорочинский – символы вечности. Спичка указывают душе направление движения из существенного мира в вечность, по ней движется поток жизненной силы (снизу вверх позвоночника человека) и далее по небесному столбу в вечность. Следуя этому курсу, души птичками перелётывают к конечной цели своего пути – в божественную обитель. Чтобы затем с пробы удальцом (отеческое семя) молодильного яблочка (материнская яйцеклетка) вновь начать путь в воплощение.

Треть бытия человек пребывает в состоянии сна. Сон – это странствие души в вечности и ночи вселенной. В сновидениях душа повторяет несметное число раз переходы из существенного мира в невещественный и вечность, а затем в обратный путь. После пробуждения душа наяву рассказывает своей плоти о приключениях в царствах вселенной. Оттого пословицы и молвят: "Кому сон, кому быль. Кому сон, кому явь".

Карельская Руна «Подвиги Илмаринена» [4] называет душу – дева сумерек, дочь ночи. Во сновидениях душа путешествует по ночи и вечности вселенной, а её одёжка – плоть человека спит на милой подружке подушке. Божья благодать защищает плоть человека во сне, потому пословица и молвит: "Мана манит, да бог хранит". С такой опекой возвращение души из сна всегда происходит благополучно. Путешествия же души наяву по царствам вселенной находятся вне божественного покровительства и зависят только от её личного знания чудес царств вселенной.

Волхвы поведали простую методику распознавания сна. Сначала надо запомнить сон, а это делается тогда, когда человек ощущает себя почти проснувшимся и ещё не открыл глаз. В эти мгновения надо вернуться в ночные события и повторить их в памяти. И тогда встречи в сновидении будут дополняться деталями, и вырисовываться чётче. Затем надо составить характеристику каждого субъекта и объекта сна. И спросить у них: "Зачем ты?" Ответы последуют без промедления, поскольку на них отвечает сама участница ночных событий – душа человека. Текст сна, характеристики, вопросы и ответы лучше записать, так потом будет удобнее возвращаться к анализу сна.

В 1822 г. Пушкин в послании из Кишинёва в Москву обращается к Вяземскому: "Пиши в тишине самовластия, образуй наш метафизический язык" [10, IX]. Кто "образует" эту лексику, тот проникает в чудеса царств вселенной. Пушкин знал смыслы фольклора, так как был воспитан Ариной Родионовной в ведической традиции. Например, при описании картин вечности и ночи вселенной в песнях поэмы «Руслан и Людмила» поэт использует метафизический язык (более 60 слов).

В статье на примере выделенных курсивом слов показано, как формируется словарь "нашего метафизического языка": туда – не знаю куда, то – не знаю что, Шмат-разум, Я, Ум, оборачиваться, превращаться, гулять по морюшку синему, ударить правой рукою наотмашь, молвить человеческим голосом, прямо пойдёшь – женату быть, налево пойдёшь – мёртвым быть, направо пойдёшь – богату быть, богоданная жена, нареченный муж, выбор по мысли, встреча, всё знать, лучи в один пучок, меч кладенец, девятеро суток, свадебный пир, растить пламя, платежом красна, платить дань, старец, ведать, обедать, жена мудрая, с игольное ушко, злоба, Правь славить, тёплое витое гнёздышко, державушка русского Бога, виноградье зелёное, видно не времечко, сыны на сырой земле, сказка, есть-пить вместе, Орёл, столб, котёл, цветы, поле ордынское, дуб Сорочинский, удалец, дева сумерек, дочь ночи, сон, мана манит и др.

Многие сказки начинаются со слов: "У Отца было три сына". В этом предложении четыре ключа и они входят в состав Словаря метафизического языка [8]. Отец – это Всевышний, Творец, Свят Дух, Царь, Государь, Создатель и др. Он отправляет своих сынов в путь воплощения из вечности родительской обители и определяет каждому конкретное задание. А чтобы сыновья не забыли его наказов, Отец небесный начертал их в Законе коловращения Жизни, и они повторяются в судьбе каждого. Слово было отсылает читателя к очень давним временам: ещё до начала начал. Три указывает на этапы эволюции вселенской жизни. А сын – это человек на одном из этих этапов, по результатам поступков каждого из трёх сыновей можно определить, о каком периоде бытия вселенной идёт речь.

Человек может всю жизнь задумываться о своей душе, обращаться к ней с молитвами, участвовать в разных обсуждениях, конференциях и семинарах в её честь, соглашаться или нет с мыслями о ней психологов, философов и религиозных мыслителей. Но все эти ознакомительные попытки не приблизят человека даже на ничтожный шажочек к свиданию со своей душой. Потому что вхождение в контакт с ней начинается с понимания её языка, которым она сообщает события сновидений. Метафизическая лексика является ключом к совместному общению. Только с помощью души постигаются чудеса царств вечности и ночи вселенной. Это знание необходимо психологам, филологам, языковедам, фольклористам, краеведам, писателям и всем другим, кто, ничего не сочиняя, передаёт мудрость отеческой традиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология ингушского фольклора в 4 томах. – Нальчик, 2003

2. Афанасьев А. Народные русские сказки в 3 томах. – М., 1985.

3. Былины. 2-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 1993.

4. Героический эпос народов СССР. – М., 1975

5. Даль В. Пословицы русского народа. – М., 1994

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. – М., 1994

7. Забылин М. Русский народ. – М., 1880

8. Карпенко Л., Нечаева-Зубец К. Словарь метафизического языка. – М., 2014

9. Пришвин М. Избранное. – М., 1977

10. Пушкин А. Собрание сочинений в 10 томах. – М., 1981

11. Сказания о народных героях. – М., 1995

#статья